Все автовладельцы рано или поздно меняют аккумулятор своего транспортного средства. Хотя в идеальных условиях батарея может прослужить от 5 до 7 лет, зачастую ее срок службы оказывается короче. Это обусловлено рядом факторов, включая качество самого аккумулятора, стиль вождения (поездки на большие или малые расстояния), уход за аккумулятором (включая периодическую зарядку), работоспособность генератора, а также влиянием экстремальных температур, которые могут ускорять разряд батареи (например, сильный холод или жара).
Отслужившие своё свинцовые батареи часто собираются на автомобильных разборках или в сервисных центрах. Некоторые из них становятся негодными после аварий. К сожалению, есть случаи, когда аккумуляторы оказываются там, где не должны: на свалках, в лесной зоне и так далее.
Но почему нельзя просто выбросить аккумулятор с обычными отходами? Большинство современных батарей не требуют регулярного обслуживания, что означает ограниченный или полностью отсутствующий доступ к их внутренностям, особенно в менее дорогих моделях. Аккумуляторы высокого качества обычно оснащаются прочными корпусами для лучшей защиты.
Автомобильный аккумулятор, помещенный в непроницаемый пластиковый контейнер, может показаться невосприимчивым к погодным условиям, однако он не застрахован от физических повреждений. В его составе присутствуют компоненты, представляющие опасность для окружающей среды, такие как токсичный свинец и электролит, состоящий из смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Эти элементы совместно образуют потенциальную экологическую угрозу. Тем не менее большинство компонентов из отработанных батарей подлежит восстановлению.
В интернете, в частности на платформе YouTube, можно обнаружить многочисленные ролики, демонстрирующие процесс регенерации старых аккумуляторов в домашних условиях и даже получение прибыли от последующей перепродажи обновленных изделий. Особенно поражает ручная техника переработки, используемая в таких странах, как Индия и Пакистан.
Наши предшественники в период с 1960 по 1990 годы часто прибегали к традиционным методам восстановления аккумуляторов, так как приобретение новых было непомерно затруднительным делом и обходилось дорого. Для увеличения срока службы аккумуляторных батарей они использовали технику повторных циклов зарядки и разрядки, сопровождаемую заменой устаревшего электролита на свежий. Хотя в магазинах представлены разные аккумуляторы, в ряде стран с ограниченными ресурсами до сих пор сохраняется необходимость ремонта старых аккумуляторов.
Видеоматериалы, демонстрирующие работу сотрудников предприятий по восстановлению аккумуляторов без элементарных средств защиты, вызывают тревогу, особенно когда видишь обращение с электролитом без защиты рук. В то же время современная переработка аккумуляторов производителями проходит с соблюдением экологических стандартов и экономически оправданна, так как позволяет сократить затраты на материалы для изготовления новых батарей.
В ходе переработки электролит извлекается из батарей, затем следует разборка на составляющие и классификация на категории: металлы, пластики и другие компоненты, включая бумагу. Пластиковые части измельчаются для создания новых компонентов аккумуляторов, а металлические детали переплавляются для их последующего использования. Сегодня около трех четвертей свинца, используемого в аккумуляторной промышленности, поставляется из вторично обработанных источников. В связи с этим, сдавая старый аккумулятор при покупке нового, потребитель не только способствует сокращению расходов, но и поддерживает экологическую устойчивость.
Технологии переработки аккумуляторов включают не только физическую сортировку материалов, но и применение химических процессов для извлечения ценных компонентов. Например, метод гидрометаллургии позволяет извлекать свинец из отработанных батарей с использованием водных растворов. Этот процесс более экологичен по сравнению с традиционным пирометаллургическим способом, который включает выплавку металлов при высоких температурах и может приводить к выбросам вредных веществ в атмосферу. Поэтому рекомендуем старые АКБ сдавать в скупку старых автомобильных аккумуляторов.
В некоторых странах, таких как Южная Корея и Япония, применяются передовые методы переработки аккумуляторов, включающие автоматизированные линии разборки, что позволяет минимизировать человеческий фактор и уменьшить риск для здоровья рабочих. Кроме того, разработаны новые технологии, позволяющие возвращать в производственный цикл не только свинец, но и другие ценные материалы, такие как серебро, никель и кадмий.